Эта статья посвящена вопросам обеспечения жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Законодательство Российской Федерации регламентирует защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (18–23 лет). Правительством Москвы издано постановление от 2 октября 2007 г. № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Моск ве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», в котором закреплено право граждан вышеуказанных категорий на сохранение за ними жилого помещения по месту жительства либо на внеочередное однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в виде отдельных квартир, расположенных в городе Москве либо Московской области, по договору безвозмездного пользования.

На момент выявления несовершеннолетнего со статусом ребеноксирота или оставшийся без попечения родителей орган опеки и попечительства определяет наличие у него жилищных прав, а именно права пользования жилым помещением, права собственности на жилое помещение или его долю либо отсутствие таковых.

Так, выявленный несовершеннолетний, имея регистрацию по месту жительства в жилом помещении, не принадлежащем ему по праву собственности, является обладателем права пользования в данном помещении. Бывает, что на момент выявления ребенка-сироты выясняется, что он является соб ственником квартиры (ее доли). Нередко выявляются дети, не имеющие права на жилое помещение в силу официального отказа родителей от них при рождении или лишенные жилья вследствие нарушений/противоправных действий со стороны родителей или посторонних граждан.

Определяя форму устройства выявленного ребенка из вышеупомянутых категорий (детское учреждение, опека/попечительство, приемная семья), орган опеки и попечительства распорядительным документом закрепляет право на сохранение за ним жилого помещения по месту жительства, а при отсутствии такового — право на внеочередное однократное предоставление жилого помещения по окончании его пребывания в сиротском учреждении, в приемной семье, у опекуна или попечителя.

Любая форма устройства предполагает пребывание ребенка до достижения совершеннолетия по месту жительства его законного представителя (учреждение, семья попечителя, приемная семья). При такой форме устройства, как детское учреждение, однозначно, ребенок проживает в нем. При опеке/попечительстве ситуация может складываться по-разному. Например, нередко подопечный с опекуном/попечителем зарегистрированы по одному адресу и с момента установления данной формы устройства продолжают там проживать.

Реже бывает, что законный представитель ребенка в период исполнения своих обязанностей проживает по месту закрепленного за подопечным жилья. Орган опеки и попечительства разрешает такое проживание, если оно основано на интересах подопечного. Например, у ребенка имеется жилая площадь, где кроме него никто не проживает, рядом с домом расположена его школа, спортивная секция и т. п., в отличие от места жительства его опекуна/попечителя, где меньшая жилая площадь и проживают другие родственники.

В зависимости от того, какой адрес определяется для проживания опекуна и подопечного, к территории какого района адрес принадлежит, тот орган опеки и попечительства ставит подопечного на учет и осуществляет свои полномочия в отношении семьи.

За один год до исполнения 18 лет несовершеннолетнему со статусом сирота или оставшийся без попечения родителей его законный представитель в случае необходимости письменно обращается в орган опеки и попечительства, на учете в котором состоит его подопечный, с ходатайством о признании невозможным возвращение ребенка в сохраненное за ним жилое помещение.

Решение о признании невозможным возвращение несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение принимается по итогам изучения конкретной ситуации и при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению. Перечень обстоятельств, препятствующих возвращению несовершеннолетнего по достижении 18 лет в ранее занимаемое им жилое помещение, содержится в вышеуказанном постановлении.

Хочу особо подчеркнуть: одно из условий предоставления жилья — это невозможность именно возвращения. Предполагается, что несовершеннолетний, проживая не по адресу сохраняемого за ним жилого помещения, не может в силу обстоятельств вернуться на свою жилую площадь.

Процедура предоставления жилья выглядит следующим образом.

В случае установления обстоятельств, препятствующих возвращению несовершеннолетнего на сохраняемую за ним жилую площадь, орган опеки и попечительства выносит соответствующие постановления о признании данного факта и приступает к формированию личного дела лица, нуждающегося в предоставлении ему отдельного жилого помещения. Личное дело включает в себя документы, строго соответствующие перечню, определенному вышеуказанным постановлением. Сформированное дело передается в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, откуда списки нуждающихся в жилье лиц и сформированные их личные дела централизованно передаются в Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московская социальная гарантия».

Окончательное решение о предоставлении жилого помещения либо об отказе принимается решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В случае положительного решения комиссии лица включаются в Программу обеспечения жилыми помещениями следующего года. Заявки по набору жилых помещений направляются в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который в свою очередь осуществляет подбор жилых помещений.

Подобранные помещения подлежат осмотру ГУП «Моссоцгарантия» на предмет возможности их использования для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Пригодное для проживания жилое помещение предлагается для просмотра ребенку и его законному представителю и при их согласии в последующем заключается договор безвозмездного пользования данным жилым помещением между сиротой и ГУП «Моссоцгарантия» сроком на 5 лет. Данный договор является основанием для вселения в жилое помещение.

По истечении 5 лет, в зависимости от обстоятельств, принимается решение о переоформлении жилого помещения, предоставленного по договору безвозмездного пользования:

1) расторжениедоговора безвозмездного пользования и заключение договора социального найма, 2) заключение договора безвозмездного пользования на новый срок или расторжение договора безвозмездного пользования.

Что же касается несовершеннолетних, жилая площадь которых сохранена и отсутствуют препятствия и обстоятельства для возвращения ребенка на свою площадь по окончании пребывания в семье попечителя/приемного родителя, а также в сиротском учреждении, то они возвращаются домой. Их жилое помещение также проходит проверку органом опеки и попечительства на предмет возможности проживания в нем.

В любом случае, где бы ни проживал выявленный ребенок, закрепленное за ним право на жилое помещение сохраняется и охраняется до окончания пребывания под защитой государства, как сироты или оставшегося без попечения родителей, — до 18 лет, как лица из числа таковых — до 23 лет.

Главный специалист сектора опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Нагатино-Садовники в городе Москве С.A. Нayменко