Уважать ребенка — 
уважать себЯ

 

Несколько лет назад Управление образования Южного округа приступило к реализации экспериментального проекта «Институт уполномоченного по правам в школе», конечной целью которого является формирование правового пространства в школе и избрание уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена). Основные его задачи: правовое воспитание и образование, профилактика нарушений прав участников образовательного процесса. Более подробно о проекте нам рассказала омбудсмен школы № 574 педагог-психолог Наталья Бурмистрова.
— Наталья Николаевна, в чем заключаются обязанности омбудсмена в школе?
— Омбудсмен — это человек, который разбирает жалобы, поступающие как от детей, так и от учителей. Как правило, это жалобы о нарушенных правах, то есть правах личности, гражданина, прописанных в Конституции, законе об образовании, конвенции о правах ребенка.
— Каков механизм работы омбудсмена?
— Мы не можем запрещать какие-либо действия или решения администрации, учителей, действуем методом убеждения, переговоров. Когда к нам поступает жалоба, мы проверяем, действительно ли были нарушены права ребенка, и немедленно стараемся исправить ситуацию. Из опыта работы могу сказать, что чаще всего дети жалуются на перегрузки в учебе, на то, что их оставляют в школе после уроков — на все, что касается личного времени. Часто возникают конфликты между учащимися из-за неуважительного отношения друг к другу, и они обращаются ко мне за арбитражем. Здесь я уже работаю больше как психолог.
— Некоторые могут задаться вопросом — а нужна ли должность омбудсмена? Ведь в школе есть директор, завуч, классный руководитель.
— Безусловно, работа должна быть системной, то есть проходить в тесном взаимодействии школьной администрации, педагогического коллектива и омбудсмена. Практика показывает, что у классного руководителя иногда просто не хватает времени на те вопросы, которыми сейчас занимается институт уполномоченных по правам. Кроме того, в компетенцию классного руководителя не входит часть вопросов, которыми занимается уполномоченный по правам. Например, омбудсмен может участвовать в совещаниях, быть в курсе всех школьных вопросов, проблем. Одна из основных задач института уполномоченных по правам — помогать администрации школы, делать все для того чтобы ребенку было комфортно и интересно учиться. Не секрет, что большинство конфликтов между учениками, родителями и педагогами возникает из-за банального недопонимания. Мы помогаем устранить это недопонимание, разбираем конфликт на месте. То есть ученики и их родители чувствуют, что в нашей школе их всегда готовы выслушать, понять, и они, в свою очередь, тоже тянутся к нам, готовы на более тесное взаимодействие, сотрудничество. На основе государственных документов в нашей школе разработаны и приняты «Правила школьной жизни». Там четко прописано, на что ребенок имеет право и что он обязан делать, потому что прав без обязанностей не бывает. И в этом нормативно-правовом пространстве ребенок чувствует себя комфортно. Он все знает, имеет представление, что он может делать и что он должен делать. Здесь двойная польза — во-первых, правовая информированность учеников, во-вторых, — в рамках этого нормативно-правового пространства им проще взаимодействовать с учителями и друг с другом.
— Есть такая фраза: «Уважайте в ребенке личность». Что вы как педагог-психолог и омбудсмен понимаете под этой фразой?
— У нас в школе это, прежде всего, уважение мнения ребенка, его позиции. Мы учим детей аргументированно излагать свое мнение, работаем с педагогами, чтобы они умели выслушивать учеников. В нашей школе каждый имеет право на свое мнение и право его высказывать. Если мы уважаем ребенка, то и он будет уважать нас.
С. Цой


 
Hosted by uCoz