Пятый год в нашей стране идет реформирование системы жилищнокоммунального хозяйства. Многие жители давно стали собственниками своих квартир. Люди получили право покупать и продавать их и широко этим пользуются. Приобретая квартиры, многие обращают особое внимание на техническое и санитарное состояние зданий, подъездов, территории, нередко возмущаются качеством предоставляемых услуг по эксплуатации домов. Однако изменить сложившуюся ситуацию не торопятся, часто препятствуют этому процессу и продолжают думать, что задачу эту выполнит кто-то другой. Наверное, выполнит, но кто и как?

Об этом нашему корреспонденту рассказала заместитель начальника отдела Южного административного округа ГУП "Московский городской единый информационно-аналитический центр" Н.Н. Аркатова:

— До принятия Закона о приватизации жилье, кроме кооперативного и ведомственного, находилось в собственности государства. Это означало, что у жилищнокоммунального хозяйства был один собственник, который определял способ управления жилищным комплексом, утверждал нормативы оплаты коммунальных услуг, сроки и размеры текущих и капитальных ремонтов домов.

С вступлением в силу Закона о приватизации жилья в домах стали появляться другие собственники. Одновременно с процессом приватизации жилья создавались коммерческие организации, развивались и совершенствовались рыночные отношения между производителями товаров, поставщиками услуг и потребителями этих товаров и услуг. Этот процесс охватил все сферы нашей жизни, кроме жилищно-коммунального хозяйства, что привело к серьезным юридическим и экономическим противоречиям. Остро встал вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 25 марта 2005 года был принят Жилищный кодекс Российской Федерации, призванный привести систему управления ЖКХ, взаимодействие всех составляющих этой системы в соответствие с реальными условиями нашей жизни. Для собственника пришло время принять очень важное решение. Сложность его принятия заключается в том, что большинство людей впервые стали собственниками, впервые обязаны участвовать в управлении своей собственностью, которая включает в себя квартиру или часть квартиры и долю, пропорциональную площади квартиры или части квартиры, в местах общего пользования дома. Выделить и приватизировать эту долю во всех элементах здания и систем жизнеобеспечения для каждого собственника невозможно. Эти доли составляют единый коллективный организм — дом, обеспечивающий жизнедеятельность каждой квартиры, каждого собственника. Как определить способ управления неделимым имуществом при наличии большого числа собственников этого имущества? Известен один способ выражения коллективного мнения — голосование. Жилищным кодексом РФ определены три способа управления жилыми домами, один из которых (способ индивидуального управления) для многоквартирных домов не подходит. Остаютсядва других:

• создание товарищества собственников жилья;

• выбор управляющей организации. ТСЖ — это самая демократичная форма объединения разрозненных собственников, инструмент взаимодействия со всеми структурами общества, контроля доходов и расходов по содержанию дома, защиты интересов и конституционных прав каждого собственника на всех уровнях власти, а также в судах. ТСЖ — это коллективное управление домом. Высшим органом ТСЖ является общее собрание собственников, на котором выбирают правление во главе с председателем и делегируют свои полномочия по управлению домом на период между собраниями. ТСЖ может самостоятельно организовать управление своим домом или выбрать для этой цели управляющую организацию. В ТСЖ действуют те же нормативы, те же дотации, те же субсидии.

Организовать и провести общее собрание собственников в доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ непросто, это требует существенных материальных затрат. Учитывая экономическое положение большинства жителей нашего города и ответственность за значительную государственную (муниципальную) часть собственности в каждом доме, Правительство Москвы утвердило постановлением от 26 мая 2007 г. № 398 программу создания ТСЖ в каждом доме г. Москвы. Государство выделило огромные деньги для проведения капитальных ремонтов в домах и призвало собственников через создание ТСЖ контролировать расходование выделенных средств и качество выполняемых строителями работ. В таком контроле, в первую очередь, должны быть заинтересованы собственники.

Крупным собственником жилья в каждом доме является государство в лице Правительства Москвы. Постановлением от 4 декабря 2007 г. № 1032 Правительство Москвы утвердило программу «Ответственным собственникам — отремонтированный дом». Согласно этой программе ремонт в доме должен проходить под контролем правления ТСЖ. Без подписи председателя ТСЖ в акте выполненных работ подрядчику не выплачиваются деньги.

Управы и ГУ ИС районов организуют информационные собрания для собственников, на которые приглашают сотрудников ГУП «МосгорЕИАЦ», в частности, меня. Хотелось бы видеть большую активность собственников, большую их заинтересованность в получении информации, большее участие в судьбе своего дома, от состояния которого зависит и качество жизни каждого человека в доме, и стоимость принадлежащего собственнику имущества (квартиры). Институт домовых комитетов и старших по подъездам предполагал выявление активистов, которые смогли бы с успехом стать членами и председателями правлений, активно участвовать в реформировании ЖКХ, быть проводниками постановлений Правительств РФ и Москвы. Однако члены домовых комитетов заняли прямо противоположную позицию: отговаривают жителей от посещения информационных собраний, от участия в проводимых голосованиях и т.д. Каждый собственник должен понять, что его участие в выборе способа управления общедомовым имуществом обязательно, дом не может полноценно функционировать в том виде, в котором находился до сих пор. В противном случае способ управления домом будет определен на конкурсной основе, что может повлечь за собой крайне неприятные последствия для жителей дома.