Потребитель — это тот, кто покупает и использует товары и услуги исключительно для личных нужд (для себя, для своей семьи), то есть физическое лицо. Каж дый потребитель может самостоятельно отстаивать свои нарушенные права. Основные права потребителя закреплены в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Право на качество В соответствии со ст. 4 Закона товар, передаваемый продавцом потребителю, должен быть качественным (услуга или работа должны быть выполнены качественно).

В случае обнаружения в товаре недостатков потребитель согласно ст. 18 Закона вправе:

• потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;

• потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель согласно ст. 29 Закона вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

• соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

• безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

• полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Право на безопасность Товар (работа, услуга) должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должны причинять вред имуществу потребителя (ст. 7 Закона).

Право на информацию Потребитель имеет право на достоверную и необходимую информацию о товарах (работах, услугах) и о продавцах (исполнителях, изготовителях) (ст.ст. 8–10 Закона). Информация о товарах помогает потребителю сделать правильный выбор, а данные о продавце (исполнителе) позволяют вовремя обратиться с требованиями, которые потребитель вправе предъявить по поводу недостатковв товарах (работах, услугах).

Право на возмещение убытков Если продавцом (услугодателем, исполнителем) нарушены права потребителя, то убытки, в связи с этим причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной мере, сверх сум мы неустойки (ст. 13 Закона).

Право на компенсацию морального вреда За нарушение прав потребителя с продавцов (исполнителей) сверх суммы имущественного вреда и убытков можно потребовать компенсации морального вреда.

Размер компенсации определяется судом (ст. 15 Закона).

Как защитить нарушенное право потребителя самому? Дейcтвовать в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Если продан товар с недостатками или оказана некачественная услуга (например, затянуты сроки ремонтных работ, испорчена вещь в ателье, некачественно установлены окна или двери и т. д.), каждый из нас вправе предъявить письменную претензию продавцу или услугодателю, в которой следует изложить свои требования, опираясь на нормы закона.

Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки, в которые претензии (требования) потребителей, обнаруживших недостатки в купленном товаре или работах и услугах, произведенных исполнителем по договору, должны быть удовлетворены продавцами (исполнителями). В случае если последние не желают по своей воле удовлетворять законные требования потребителей либо затягивают с решением этих вопросов по срокам, потребители могут воспользоваться своим правом на судебную защиту. Иначе говоря, могут подать исковое заявление в суд, в котором обоснованно (ссылаясь на нормы Закона) просить суд вынести решение в свою пользу. И, что немаловажно, в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители освобождены от уплаты госпошлины.

Юрисконсульт муниципалитета М.А. Неженец