ДОМ-КОММЕРСАНТ


Один из самых эффективных способов управления отдельно взятым домом — товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но для того чтобы эта форма была по-настоящему действенной, необходимо чтобы ТСЖ было не формальным, а реальным рачительным собственником дома.
При эффективной организации деятельности товарищество собственников жилья может не только сократить свои расходы, используя методы энергосбережения, но и существенно пополнить собственный бюджет за счет дохода, который должен приносить дом.
Первый источник дополнительных доходов — это сдача в аренду свободных помещений дома: цокольных этажей и нежилых помещений. При заключении договора аренды с ТСЖ арендатор платит арендную плату. Возможностей использования данных помещений немало: в них можно обустроить офис, склад, спортзал. Все зависит от инициативы жильцов и их способности найти подходящего арендатора.
Земля под домами, относящимися к муниципальному жилому фонду, принадлежит городу. Именно поэтому жители таких домов, даже если они являются владельцами квартир, не имеют прав на придомовую территорию. Собственность домовладельца на землю может быть оформлена только после регистрации ТСЖ.
В домах, где создано ТСЖ, в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственность на землю бесплатно оформляется в долевую собственность владельцев квартир. Собственники квартир могут совместно распоряжаться землей, например сдавать ее в аренду автовладельцам. ТСЖ может также брать в аренду у города дополнительную придомовую территорию, а доход от ее использования направляется в бюджет товарищества. Как будет использоваться придомовая территория ТСЖ, зависит только от инициативы и желания собственников дома.
Еще один способ получения доходов от эксплуатации дома — размещение на его стенах и крыше рекламных щитов. Если здание расположено возле проезжей части, в центральной части города и на нем есть пригодная для размещения рекламы поверхность, ТСЖ может без особых затруднений использовать этот источник дохода.
Если дом самостоятельно ведет переговоры с заказчиком рекламы, то весь доход от ее размещения получает ТСЖ, при этом товариществу приходится платить налог на прибыль с этой суммы. Если же договор заключается через рекламное агентство, то часть полученного дохода идет посреднику.
Наружная реклама очень эффективна, так как рекламные поверхности здания дают рекламодателю больше возможностей, чем стандартные рекламные щиты, и производят большее впечатление.
Извлечение максимально возможного дохода позволит ТСЖ частично покрыть затраты на эксплуатацию здания или вкладывать дополнительные средства в благоустройство здания и территории.

 

Наш корр.