Роль общественности
в выявлении преступности


Еще в советские времена государство уделяло особое внимание участию граждан в правоохранительной деятельности. Многие, возможно, помнят добровольные народные дружины и другие общественные организации, способствовавшие охране общественного порядка.
Существовала даже идеологическая концепция о том, что со временем право-охранительные органы в привычном нам виде отомрут и их место займут общественные правоохранительные организации — ведь уровень сознательности советских граждан должен был повышаться по мере приближения к заветной цели — построению коммунизма.
К сожалению, этого не произошло. Вместе с крушением СССР количество преступлений резко возросло. Что не менее важно, «качество» преступности также изменилось в худшую сторону (стали появляться принципиально новые виды преступлений, возрос процент тяжких и особо тяжких преступлений).
Правоохранительные органы стали испытывать серьезные сложности с материально-техническим обеспечением, отсутствием современной правовой базы, в результате чего многие профессионалы предпочли уволиться. В такой обстановке работу с общественностью перестали считать первоочередной задачей, и в итоге ранее созданные общественные структуры фактически прекратили свое существование.
Примерно в середине 1990-х годов Россия получила новый вызов со стороны преступности: в ряде регионов страны появились крайне агрессивные вооруженные бандформирования, использующие в качестве основного инструмента для осуществления своих идеологических и иных планов терроризм. Причем преступники избрали самые опасные для общества формы терроризма, а их основной мишенью стали обычные граждане.
Возможно, многие помнят громкие преступления террористов, совершенные ими в Москве, — взрывы в общественных местах, на транспорте, в жилом секторе. Если говорить о территории ЮАО г. Москвы, то нельзя не вспомнить взрыв жилого дома на Каширском шоссе и теракт в тоннеле метрополитена между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая».
Именно в это время граждане осознали необходимость своего участия в деле охраны общественного порядка, ведь, к сожалению, невозможно приставить охрану к каждому жилому дому. Многие помнят, что после взрывов в Москве были организованы дежурства жильцов, охранявших свои дома и подъезды.
Стремление москвичей участвовать в охране родного города привело к воссозданию народных дружин. Многие горожане еще серьезнее стали подходить к вопросу безопасности своего жилья. Это выразилось в более тесной работе с представителями органов милиции (особенно с участковыми уполномоченными и инспекторами), усилении охраны жилого фонда (в подъездах стали появляться вахтеры, а в некоторых случаях жильцы поручили контроль частным охранным предприятиям), более внимательном отношении к подозрительным лицам, предметам, забытым в транспорте и общественных местах.
Все это позитивно отразилось на криминогенной обстановке в городе — число насильственных преступлений, а также краж стало сокращаться. Но главное — впервые за многие годы жители столицы стали выступать равноправными партнерами правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Можно констатировать, что сейчас москвичи испытывают гораздо большее доверие к правоохранительным органам. Это стало результатом совместной работы.
В любом случае, у горожан и государственных органов общая цель — общественный порядок на улицах столицы.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что милиция, прокуратура, ФСБ и другие правоохранительные органы всегда придут на помощь москвичам в решении любых ситуаций, связанных с противодействием преступности и террору.

 

Заместитель Симоновского межрайонного прокурора г. Москвы С.А. Жигастов