В период осуществляемой в России судебной реформы, сопровождающейся естественными сложностями правоприменения, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, безусловно, важным является не только поиск новых действенных средств выхода из проблемных, кризисных ситуаций, но и сохранение (а нередко — возвращение) доказавших свою эффективность механизмов, обеспечивающих укрепление законности и высокий уровень правопорядка.

В решении указанной задачи весомая роль принадлежит органам прокуратуры России. Периодически проявляющиеся признаки нестабильности прокуратуры сегодня обусловлены по большей части не ее внутренними проблемами, а мощным внешним влиянием, вызванным официальной переориентацией подходов к организации общественной и государственной жизни в сторону защиты прав личности западных образцов. В качестве одного из направлений деятельности прокуратуры России Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предусматривает участие прокурора в рассмотрении дел судами (ч. 3 ст. 1). В разд. 4 указанного Закона отмечается, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. До 1990-х гг. прокурор рассматривался как орган, единственной задачей которого является надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, и принятие предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений, от кого бы они ни исходили.

Ныне превалирующее узкое понимание задач прокурора при рассмотрении судами уголовных дел (поддержание государственного обвинения) не вполне соответствует его задачам и полномочиям, несвойственно российским правовым традициям и, напротив, характерно для англо-американского уголовного судопроизводства.

Функции прокуратуры при рассмотрении уголовных дел в судах по-прежнему очерчиваются термином «участие» и расшифровываются как государственное обвинение. Перемена наименования деятельности прокурора в суде служит лишь тому, чтобы подчеркнуть, что суд — вершина правоприменительной системы, за которым никакой иной орган надзирать не может.

Функция прокурора при рассмотрении судами уголовных дел не может ограничиваться поддержанием государственного обвинения в качестве самоцели. Обвинение должно быть законным и обоснованным. Обеспечение законности и обоснованности обвинения — деятельность, способствующая постановлению законного и обоснованного приговора, защите прав и законных интересов личности. Иначе участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается уголовным преследованием, государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства.

Поддержание государственного обвинения не самодостаточная функция прокурора, а форма деятельности по обеспечению законности в ходе осуществления правосудия. При поддержании обвинения прокурор защищает интересы государства, общества и граждан. При этом поддержание государственного обвинения осуществляется только в случае, если прокурор, представляющий государство, убежден в виновности подсудимого. Неотвратимость ответственности и назначение справедливого наказания каждому совершившему преступление — одно из важнейших условий обеспечения законности и высокого уровня правопорядка. Прокурор обязан действовать объективно и поддерживать обвинение лишь в случае, если у него на основании рассмотрения всех обстоятельств дела сформировалось внутреннее убеждение в виновности. С другой стороны, прокурор обязан принимать меры к тому, чтобы от ответственности не ушел действительно виновный. Задачу предотвращения осуждения невиновного решает и защитник, полномочия которого по участию в доказывании в ходе судебного разбирательства равны полномочиям прокурора. Означает ли это, что прокурор действует в судебном разбирательстве лишь как процессуальный оппонент защитника? Принципиальное отличие государственного обвинения прокурора и прямо противоположной деятельности защитника заключается в том, что прокурор в уголовном процессе законом обязан быть объективным, не может быть удовлетворен осуждением невиновного, пусть даже и в результате блестящего поддержания обвинения. Государственный обвинитель не просто имеет право, но и обязан отказаться от обвинения, если придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения. Задачи обязательно обеспечить справедливый приговор нет у защитника. Поэтому деятельность прокурора в судебном разбирательстве принципиально отличается от деятельности процессуального оппонента.

С.М. Гамзатов, заместитель Симоновского межрайонного прокурора