Уважаемые родители, сегодня я приглашаю вас к разговору о детских страхах. На консультацию к психологу часто приходят родители, чьи дети испытывают различные страхи: боязнь темноты, боязнь оставаться дома одному, боязнь сказочных героев, боязнь воображаемых существ. Некоторые малыши боятся сразу всего вышеперечисленного. А что такое страх? Это эмоциональная реакция ребенка на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой). Сразу же приходится объяснять маме, что страхи не являются однозначно «вредными» для детей, так как страх — защита человека от излишнего риска. Он уводит его от опасностей. Хуже, когда родители обращаются к психологу с противоположной проблемой, рассказывая, что их ребенок вообще ничего не боится и от этого постоянно попадает в опасные ситуации. Страх необходим для нормального функционирования психики. Иногда дети сами вызывают у себя эмоции страха, так как у ребенка есть потребность в их переживании. Вспомните свое детство, как вы рассказывали друг другу страшные истории, когда с криком и смехом высвобождалась психическая энергия, способная на разрушение и агрессию. Страхи бывают нормальными, а бывают патологическими. Патологический страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и психосоматическим заболеваниям. Один случай из практики психолога. Мама привела восьмилетнего сына с жалобами на то, что ребенок боится один засыпать в комнате, просит посидеть с ним рядом. Спит беспокойно, часто просыпается, плачет, говорит, что боится монстров. Где сейчас можно увидеть монстров и испугаться их? Конечно, по телевизору. Великая сила кино искусства, ничего не скажешь! Предлагаю ребенку нарисовать этого монстра. Парнишка рисует телевизор и во весь экран — монстра. Слежу за его мимикой. Улыбается (хороший знак, мне этого и надо). «Нарисовал? Давай посмотрим. Ты улыбался. Почему?» — «Смешной получился монстр и совсем не страшный». — «А теперь сделай так, чтобы на рисунке было видно, что ты выключил телевизор!» Мальчик стирает ластиком изображение монстра. «Вот видишь, ты оказался сильнее монстра. Он может бояться тебя, а не ты его». На лице ребенка улыбка, глаза сияют! Пришли на следующий день. Мама восклицает прямо с порога: «Мы вчера прекрасно заснули! И хорошо спали. Спасибо вам!» Волшебная сила рисования! Рисуя свои страхи, ребенок смотрит на них со стороны, и они кажутся ему совсем не опасными. Но будьте внимательны! Иногда детские страхи возникают и развиваются при недостатке родительского внимания и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. Поэтому, прежде чем обращаться к психологу с проблемой детских страхов, подумайте, дорогие родители, еще и на эту тему. «Лечить» детские страхи можно с помощью литературных произведений. «Включайте» при этом чувство юмора и смейтесь вместе с ребенком над страшным. Мы разыгрываем с детьми, которые боятся темноты, сценки и этюды (это, кстати, можно делать и дома), например, инсценируя стихотворение А. Кушнир «Что в углу?»: Что виднеется в углу С черной тенью на полу, Непонятное, немое, Не пойму и сам, какое, — Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет! Вдруг оно сейчас подскочит, Утащить меня захочет? Вдруг удав, ужасный слон Побежит за мной вдогон? Схватит? Стащит одеяло? Свет зажгли — мне стыдно стало. Я ошибся. Виноват. Это бабушкин халат. И в заключение хочу сказать, что для коррекции страхов в любом случае полезны общие оздоровительные мероприятия: закаливающие процедуры, прогулки перед сном, налаживание режима питания. Успехов вам, уважаемые родители, легкости в преодолении психологических проблем. Психолог ГУ ЦСПСиД «Нагатино-Садовники» Е.П. Жаркова |