Весенний вечер. Иду по улице.

Впереди — мама с дочкой лет пяти.

Невольно слышу их разговор: мама выговаривает малышке за то, что она опять в детском саду испачкалась, опять что-то потеряла. Маме «уже надоело говорить одно и то же каждый день». И вдруг над этой скучной взрослой тирадой ввысь взлетает звонкий, восхищенный детский голос: «Смотрите! Олень побежал!» Слежу взглядом за детским пальчиком и вижу, как по улице бежит собака породы доберман-пинчер, действительно, похожая на оленя. А мама? Едва взглянув и ничуть не удивившись эмоциональному и цветному восприятию мира ребенком, продолжила свою воспитательную беседу.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, ведь никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В детстве мы видим мир цветным и удивительным. Ребенок, изначально обладающий эмоциональным откликом на все яркое, необычное, красивое, стремится «выплеснуть» свои ощущения от увиденного разными способами, в том числе и изобразительными. В дошкольный период у ребенка пробуждаются и расцветают познавательные, творческие, эмоциональные способности. Удивительно муд рую мысль высказал Г.К. Честертон:

«Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет».

Узнать, что думают о нас наши дети и какие эмоции возникают у них при общении с нами, можно с помощью множества тестов, включающих незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить. Например, такое предложение: «Я думаю, что моя мама чаще всего...».

Варианты продолжения (из практики психолога):

...думает обо мне;

...моет посуду;

...готовит;

...ругает меня;

...думает, что я хороший;

...думает, что я плохой;

...смотрит сериалы (!!!);

...любит меня;

...работает.

Ни разу за все время не встретилось такое окончание предложения: «...играет со мной». А ведь в совместной игре заложены огромные возможности для воспитания ребенка, его всестороннего развития, укрепления эмоциональных связей, взаимопонимания.

Родители, забирая ребенка вечером из детского сада, спрашивают его о том, что он сегодня ел, была ли прогулка. Советую вам, дорогие мамы и папы, эти вопросы поставить на четвертое или пятое место. А сначала поинтересуйтесь у ребенка, в какие игры он играл, с кем, что понравилось и почему?

Спросите, что было на занятиях, что нового он узнал. Эти вопросы предполагают не односложные ответы, а развернутые, способствующие сближению, общению, закладывающие крепкий фундамент дружбы, близких отношений, доверительности.

Психолог ГУ ЦСПСиД «Нагатино-Садовники» Е.П. Жаркова__