Еще в советские времена государство уделяло особое внимание участию
граждан в правоохранительной деятельности. Многие, возможно, помнят
добровольные народные дружины и другие общественные организации,
способствовавшие охране общественного порядка.
Существовала даже идеологическая концепция о том, что со временем
право-охранительные органы в привычном нам виде отомрут и их место
займут общественные правоохранительные организации — ведь уровень
сознательности советских граждан должен был повышаться по мере
приближения к заветной цели — построению коммунизма.
К сожалению, этого не произошло. Вместе с крушением СССР количество
преступлений резко возросло. Что не менее важно, «качество» преступности
также изменилось в худшую сторону (стали появляться принципиально новые
виды преступлений, возрос процент тяжких и особо тяжких преступлений).
Правоохранительные органы стали испытывать серьезные сложности с
материально-техническим обеспечением, отсутствием современной правовой
базы, в результате чего многие профессионалы предпочли уволиться. В
такой обстановке работу с общественностью перестали считать
первоочередной задачей, и в итоге ранее созданные общественные структуры
фактически прекратили свое существование.
Примерно в середине 1990-х годов Россия получила новый вызов со стороны
преступности: в ряде регионов страны появились крайне агрессивные
вооруженные бандформирования, использующие в качестве основного
инструмента для осуществления своих идеологических и иных планов
терроризм. Причем преступники избрали самые опасные для общества формы
терроризма, а их основной мишенью стали обычные граждане.
Возможно, многие помнят громкие преступления террористов, совершенные
ими в Москве, — взрывы в общественных местах, на транспорте, в жилом
секторе. Если говорить о территории ЮАО г. Москвы, то нельзя не
вспомнить взрыв жилого дома на Каширском шоссе и теракт в тоннеле
метрополитена между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая».
Именно в это время граждане осознали необходимость своего участия в деле
охраны общественного порядка, ведь, к сожалению, невозможно приставить
охрану к каждому жилому дому. Многие помнят, что после взрывов в Москве
были организованы дежурства жильцов, охранявших свои дома и подъезды.
Стремление москвичей участвовать в охране родного города привело к
воссозданию народных дружин. Многие горожане еще серьезнее стали
подходить к вопросу безопасности своего жилья. Это выразилось в более
тесной работе с представителями органов милиции (особенно с участковыми
уполномоченными и инспекторами), усилении охраны жилого фонда (в
подъездах стали появляться вахтеры, а в некоторых случаях жильцы
поручили контроль частным охранным предприятиям), более внимательном
отношении к подозрительным лицам, предметам, забытым в транспорте и
общественных местах.
Все это позитивно отразилось на криминогенной обстановке в городе —
число насильственных преступлений, а также краж стало сокращаться. Но
главное — впервые за многие годы жители столицы стали выступать
равноправными партнерами правоохранительных органов в борьбе с
преступностью. Можно констатировать, что сейчас москвичи испытывают
гораздо большее доверие к правоохранительным органам. Это стало
результатом совместной работы.
В любом случае, у горожан и государственных органов общая цель —
общественный порядок на улицах столицы.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что милиция,
прокуратура, ФСБ и другие правоохранительные органы всегда придут на
помощь москвичам в решении любых ситуаций, связанных с противодействием
преступности и террору.
Заместитель Симоновского межрайонного прокурора
г. Москвы С.А. Жигастов