Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники детских домов и интернатов, — это, прежде всего, недостаточная подготовка к самостоятельной жизни вне стен учреждения. Во-первых, это связано с тем, что повзрослевшие сироты обычно покидают стены интерната, не обладая достаточными навыками самостоятельной жизни, имея малые шансы обрести достойную работу, не зная, что такое семья. Во-вторых, значительная часть сирот старше 12 лет уже употребляла спиртные напитки, курила, а некоторые нюхали клей, пробовали более сильные наркотики. В-третьих, многие дети, попавшие в свое время в интернаты, занимались попрошайничеством, бродяжничеством, воровством, девочки нередко промышляли проституцией. При этом есть и более благополучные дети-сироты, лишенные вышеперечисленных проблем, но и они страдают. Они чувствуют свою ущербность, отличие от «нормальных» сверстников, у которых есть мама и папа. Нередко такие добрые, более спокойные дети испытывают на себе все прелести «дедовщины», казарменного устройства интернатных заведений. Талантливые ребята далеко не всегда имеют возможность совершенствовать свои способности, ведь в интернатах рядом с ними нет любящих родителей, бабушек и дедушек, готовых сделать все возможное для всестороннего развития своего чада. Из детских домов и интернатов в семьи чаще берут маленьких детей (до 9 лет), а более взрослые к новой жизни адаптируются труднее и зачастую их сложно устроить в приемную семью. Основные трудности у ребят возникают из-за отсутствия условий для усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей либо оттого, что этот опыт носил негативный характер, а также из-за жесткой регламентации и ограниченности социальных контактов. И хотя в настоящее время детские дома и интернаты в материальном плане финансируются значительно лучше, чем ранее, в них созданы условия для проживания и физического развития детей, ребята, воспитывающиеся в домашних условиях, к самостоятельной жизни подготовлены значительно лучше. Ничто не заменит ребенку семьи. Дети, выросшие в семье, и дети, воспитывавшиеся в казенном учреждении, сильно отличаются друг от друга. Вступая в зрелую жизнь, выпускники интернатов не владеют основными социальными навыками, не знают многих элементарных вещей, плохо ориентируются на рынке труда, не умеют экономить деньги и распределять свои доходы, часто тратят все в первый день и сидят без денег, многие начинают употреблять спиртные напитки. Дети не знают реальной цены своей недвижимости (они часто попадают в руки мошенников и остаются без жилья). В нашем районе работает Центр социального обслуживания населения, где имеется отделение психолого-социальнопедагогического сопровождения выпускников сиротских учреждений. Его сотрудники оказывают помощь в трудоустройстве. Раз в квартал они посещают выпускников по месту жительства, составляют акт материальнобытового обследования на дому, проводят с ними профилактические беседы. Телефон ЦСО: (495)545-44-42. Ведущий специалист сектора опеки и попечительства В.Д. Моисеев |